Пятый критерий: серийное

Все это, однако, кажется еще неспособным функци­онировать. Дело в том, что мы смогли определить струк­туру только наполовину. Она начнет двигаться, оживлять­ся, лишь если мы воспроизведем ее вторую половину. Дей­ствительно, определенные нами выше символические элементы, взятые в дифференциальных отношениях, с не­обходимостью организуются в серию. Но в качестве та­ковых они относятся к другой серии, созданной другими символическими элементами и другими отношениями: это отнесение ко второй серии легко объяснимо, если вспом­ним, что единичности происходят от терминов и отноше­ний первой серии, но не довольствуются их воспроизвод­ством и отражением. Следовательно, они сами организу­ются в другую способную к автономному развитию серию или, по крайней мере, с необходимостью относят первую к другой такой серии. Таковы фонемы и морфемы. Или экономическая серия и другие социальные серии. Или тройная серия Фуко—лингвистическая, экономическая,

21 Leclaire S. La mort dans la vie de l'obsede. La Psychanalyse. № 2. 1956.


биологическая; и т.д. Вопросы о том, является ли первая серия базовой и в каком смысле, является ли она означа­ющей, а другие—означаемыми,—сложные вопросы, при­роду которых мы пока еще не можем уточнить. Должны только констатировать, что любая структура серийна, мультисерийна и не функционирует без этого условия.

Когда Леви-Стросс предпринимает исследование тотемизма, то показывает, в чем состоит неудовлетвори­тельное понимание этого феномена, поскольку его интер­претируют в терминах воображения. Так как воображе­ние согласно своему закону с необходимостью понимает тотемизм как операцию, благодаря которой человек или группа отождествляют себя с животным. Но символичес­ки речь идет о совершенно ином: не о воображаемом отождествлении одного термина с другим, но о структур­ной гомологии двух серий терминов. С одной стороны, се­рия видов животных, взятых в качестве элементов диф­ференциальных отношений, с другой — серия самих со­циальных позиций, взятых символически в их собствен­ных отношениях: конфронтация происходит «между эти­ми двумя системами различий», двумя сериями элемен­тов и отношений22.

Бессознательное, согласно Лакану, является не ин­дивидуальным, не коллективным, а интерсубъективным. Это значит, что оно предполагает развитие в сериях: не только означающее и означаемое, но как минимум две серии организуются весьма переменчивым способом в соответствии с рассматриваемой областью. В одном из самых известных текстов Лакан комментирует «Украден­ное письмо» Эдгара По, показывая, как «структура» осу­ществляет постановку двух серий, места в которых заня­ты меняющимися субъектами: король, который не видит



22 Леви-Стросс К. Тотемизм сегодня // Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М.,1994. С.90.


письмо, — королева, которая радуется, что письмо спря­тано тем лучше, чем более оно оставлено на виду, — ми­нистр, который все видит и берет письмо [первая серия); полиция, которая ничего не находит у министра,—министр, который радуется, что письмо спрятано теме лучше, чем более оно оставлено на виду. — Дюпэн, который все видит и вновь берет письмо [вторая серия)23 . Уже в предыду­щем тексте Лакан комментировал случай Человека с кры­сами с помощью двойной серии, отцовской и сыновней, где каждая вводила в игру четыре термина в отношении, следуя порядку мест: долг - друг, женщина богатая - жен­щина бедная24.

Ясно, что организация конститутивных серий струк­туры предполагает действительную постановку и требует в каждом случае оценок и точных интерпретаций. Не су­ществует общего правила; здесь мы затрагиваем пункт, где структурализм содержит в себе то действительное творчество, то инициативу или открытие, которые случа­ются не без риска. Структура определяется не только вы­бором базовых символических элементов и дифференци­альных отношений, в которые они входят; тем более не только распределением единичных точек, которые им со­ответствуют; но еще созданием по меньшей мере второй серии, которая поддерживает сложные отношения спер-вой. И если структура определяет проблемное поле, поле проблем, то это следует понимать в том смысле, что при­рода проблемы обнаруживает собственную объективность в этой серийной конституции, которая иногда приближает структурализм к музыке. Филипп Соллер пишет сочинен­ный в ритме выражений «Проблема» и «Нехватка» роман Драма, который содержит развитие взятых наугад серий [«цепь морских воспоминаний проникает в его правую

23 Lacan J. Ecrits. P. 15.

24 Lacan J. Le Mythe individuel du nevrose.


руку... левая нога наоборот как бы находится во власти минеральных групп»]. Или же попытка Жан-Пьера Фея в Аналогичных, касающаяся серийного сосуществования способов рассказов.

Но что мешает двум сериям просто отражать одна другую и так отождествить свои термины? Ансамбль структуры тогда оказался бы в положении фигуры вооб­ражения. Основания, предотвращающие такой риск, яв­ляются по видимости странными. Действительно, терми­ны каждой серии неотделимы от вариации дифференци­альных отношений. Для украденного письма министр во второй серии приходит на то место, которое королева име­ла в первой. В сыновней серии Человека с крысами бед­ная женщина занимает место друга по отношению к дол­гу. Или в двойной серии птиц и близнецов, рассматривае­мой Леви-Строссом, близнецы, являющиеся «людьми сверху» в отношении к людям снизу, с необходимостью за­нимают место «птиц снизу», а не птиц сверху25, Это отно­сительное перемещение двух серий совершенно не явля­ется вторичным; оно не влияет на термин извне и вторич­но, как будто для того, чтобы наделить его воображаемой обманчивой внешностью. Наоборот, перемещение явля­ется подлинно структурным, или символическим: оно по существу принадлежит местам в пространстве структуры и повелевает, таким образом, всеми воображаемыми мас­кировками существ и объектов, которые занимают эти места вторично. Поэтому структурализм уделяет столько внимания метафоре и метонимии. Последние нисколько не являются фигурами воображения, но прежде всего структурными факторами. Это даже два структурных фак­тора, поскольку они выражают две степени свободы пе­ремещения: от одной серии к другой и внутри одной и той же серии. Далеко не являясь воображаемыми, они пре-



25 Леви-Стросс К. Тотемизм сегодня. С.91.


пятствуют оживляемым сериям смешивать или раздваи­вать воображаемым образом свои термины. Но что же такое эти относительные перемещений, если они распо­лагают места в структуре?


8498722853825275.html
8498769664743369.html

8498722853825275.html
8498769664743369.html
    PR.RU™