ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ СЛОЖНОСТИ

1. Терминологический диктант. Дайте определения следующих терминов: прикладная этика, космополитизм, коэволюция, коммуникативный барьер.

2. Дайте аргументированный ответ на вопрос. Зачем писать грамотно, аккуратно, разборчиво, если и без этого можно понять написанное?

3. Назовите не менее трех тем каждого раздела прикладной этики. Например, этика гражданственности рассматривает такие темы, как принцип гражданственности, патриотизм, авторитаризм морального мышления.

ВТОРОЙ УРОВЕНЬ СЛОЖНОСТИ

1. Дайте развернутый ответ на вопросы. Как соотносятся между собой понятия «интернационализм», «космополитизм», «национализм»? Какое отношение они имеют к патриотизму?

2[8]. «Неэтично тратить миллиарды долларов на исследование и освоение космоса, когда миллионы людей на Земле умирают от голода». Согласны ли вы с этим утверждением? Какие доводы «за» и «против» космических программ вы можете привести?

3. Прокомментируйте высказывание Вольтера. «Кто умеет владеть собой, тот может повелевать людьми». Могут ли эти слова стать принципом этики делового общения?

ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ СЛОЖНОСТИ

1. Дайте развернутый аргументированный ответ на вопрос. Почему так плохо работают высоконравственные законы международного гуманитарного права, ограничивающие жестокости войны?

2. Дайте развернутый аргументированный ответ на вопрос. Как бороться с терроризмом, не переступая при этом границ гуманистической этики?

3[9]. Прокомментируйте слова академика В. Легасова, члена комиссии по расследованию причин чернобыльской катастрофы, сказанные им незадолго до трагической гибели. «Чернобыль взорвался от того, что нынешние «гении техники» стояли не на плечах Толстого и Достоевского, а на плечах таких же «технарей», как и они сами».


ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1. Предмет, структура, типы этических учений. Роль этики в жизни общества.

2. Сущность и функции морали.

3. Структура морали. Элементами морального сознания.

4. Периодизация истории этики. Этика Древнего мира.

5. Этика античности.

6. Этика Средневековья.

7. Этика эпохи Возрождения.

8. Этика Нового времени.

9. Основные направления этики ХХ века.

10. Религия: определение, функции, связь с нравственной жизнью человека и общества.

11. Нравственные основы буддизма

12. Декалог Моисея, его нравственное значение.

13. Христианская этика

14. Своеобразие этики ислама.

15. Добро и Зло. Диалектика добра и зла. Проблема борьбы Добра со Злом. Этика ненасилия.

16. Понятие о смысле жизни, его необходимость для человека.

17. Понятие о счастье, условия счастья.

18. Свобода и ответственность. Проблема морального выбора. Моральная оценка.

19. Понятие о честности. Правда как высшая ценность. Вред и польза самообмана. Проблема доверия.

20. Понятие о пользе. Польза, успех, эффективность. Относительная нравственная ценность пользы. Принцип полезности в предпринимательской деятельности.

21. Долг. Противоречие должного и сущего. Долг и обязанность. Виды долга.

22. Понятие о совести. Виды совести. Бессовестность. Функции совести.



23. Стыд. Вина, прощение и раскаяние.

24. Прикладная этика: предмет и особенности, структура, «открытые» проблемы.

25. Понятие о любви в этике.

26. Дружба как нравственная ценность.

27. Этика гражданственности. Политическая этика и политическая культура. Патриотизм.

28. Нравственные аспекты межличностного общения.

29. Профессионально-моральный облик инженера. Техноэтика.

30. Принципы этики деловых отношений.

31. Предмет, правила, принципы экологической этики.

32. Нравственные проблемы современности и пути их решения.


СЛОВАРЬ

По книгам:

1. Словарь по этике / И.С. Кон [и др. ]; под ред. И.С. Кона. ‑ М., 1981.

2. Краткий словарь терминов / Т.В. Мишаткина // Т.В. Мишаткина. Этика: практикум. ‑ Минск, 2003. ‑ С. 298 ‑ 300.

3.. Этика: Энциклопедический словарь. М.: Гардарики, 2001.

Авторитаризм (от латинского autoritas ‑ власть, приказание). Моральный принцип: высшим или даже единственным обоснованием нравственных требований является указание на авторитетное лицо, от которого это требование исходит (Бог, родители, вождь, начальник).

Адюльтер ‑ супружеская неверность, измена.

Альтруизм (от латинского alter ‑ другой). Моральный принцип: подавление собственного эгоизма, бескорыстное служение ближнему, готовность пожертвовать своими интересами в пользу интересов другого.

Аморализм (от греческого а ‑ отрицательная частица и латинского moralis ‑ нравственный). Моральный принцип: отрицание общечеловеческих норм морали. Провозглашение безнравственности законным способом поведения личности.

Аскетизм (от греческого asceo ‑ упражняться). Моральный принцип: самоотречение, отказ от мирских благ и наслаждений, подавление чувственных стремлений ради нравственного совершенствования.

Антропогенное воздействие на природу ‑ прямое осознанное или косвенное и неосознанное воздействие человеческой деятельности, вызывающее изменение природной среды, естественных ландшафтов.

Антропоцентризм (от греческого antropos ‑ человек). Ориентация на человека как высшую ценность мироздания.

Антиномия ‑ противоречие, оба компонента которого по отдельности верны. Пример антиномии в морали: моральное сознание рационально ‑ моральное сознание эмоционально.

Благо ‑ общее понятие, обозначающее положительную ценность предметов и явлений.

Бытовое общение ‑ общение, связанное с повседневной жизнью, с обиходом.

Биоцентризм (от греческого вios ‑ жизнь). Установка мировоззрения, согласно которой жизнь признается высшей ценностью.

Вина ‑ состояние человека, обусловленное нарушением им долга, обязанностей, накладываемых законом или соглашением (договоренностью). Возможность виновности обусловлена свободой выбора.

Волюнтаризм (от латинского voluntas ‑ воля). Субъективный принцип понимания нравственной деятельности, основанный на свободе от каких-либо норм и законов, где субъект совершает моральный выбор по своему усмотрению.

Воспитание экологическое ‑ воздействие на сознание людей с целью выработки социальных, психологических и этических установок бережного отношения к природным и социальным благам.

Выбор моральный ‑ свободный акт духовной деятельности человека, выражающийся в предпочтении одной из линии поведения, но обязательно сориентированный на добро или наименьшее зло.

Гедонизм (от греческого hedone ‑ наслаждение). Способ обоснования морали и истолкования ее природы и целей. Общая цель моральных требований ‑ получение наслаждения и избегание страдания.

Гуманизм (от латинского humanus ‑ человечный). Принцип мировоззрения, в основе которого лежит убеждение в безграничности возможностей человека и его способности к совершенствованию, требование свободы и защиты достоинства личности, идея о праве человека на счастье и о том, что удовлетворение его потребностей должно быть конечной целью общества.

Деловое общение ‑ общение, относящееся к общественной, служебной деятельности, к работе.

Деонтология (от греческого deon ‑ должное и logos ‑ учение; наука о должном). Раздел этики, в котором рассматриваются проблемы долга и вообще должного (всего того, что выражает требования нравственности в форме предписаний).

Детерминизм, причинность (от латинского determinare ‑ определять). Принцип познания, согласно которому все процессы и явления в природе, обществе и сознании людей причинно обусловлены.

Добро ‑ фундаментальное понятие этики, обозначающее нравственно-положительное значение чего- или кого-либо.

Добродетель ‑ этическое понятие, характеризующее то или иное положительное нравственное качество личности, связанное с ее ориентацией на добро.

Долг ‑ высокая нравственная обязанность, механизм самоконтроля личности, выраженный в свободном добровольном, а главное, осознанном подчинении своей воли задачам достижения моральных ценностей. Выполняя долг, человек следует по пути добродетели, делает добро людям и не допускает порочных поступков.

Дружба ‑ форма межличностных отношений, основанная на общности интересов и взаимной привязанности.

Зло ‑ категория этики, которая противопоставляется добру и в обобщенной форме выражает представление обо всем нравственно-отрицательном.

Идеал нравственный (от греческого idea ‑ вид, образ, представление). Понятие морали, обозначающее некую конечную цель, к которой направлено нравственное развитие человечества либо образ нравственно совершенной личности, воплотившей в себе все наиболее высокие моральные качества.

Императивность (от латинского imperativus ‑ повелительный). Понятие, фиксирующее повелительный, предписывающий характер нравственных требований.

Иррационализм (от латинского i ‑ отрицательная частица и rationalis ‑ разумный). Отрицание ведущей роли разума в решении нравственных проблем. Логическому мышлению в этике иррационалисты противопоставляют волю, бессознательные стремления человека.

Кодекс моральный (от латинского сodex ‑ свод законов, книга) ‑ это свод нравственных норм, предписываемых к исполнению. Имеет автора.

Коммуникативные барьеры ‑ психологические препятствия на пути передачи и принятия информации между партнерами по общению.

Культура общения ‑ система норм, принципов и правил общения, а также технологии их выполнения, выработанные человеческим сообществом с целью оптимизации коммуникативного взаимодействия.

Мораль (от латинского moralis ‑ нравственный; mores ‑ нравы). Объект изучения этики. Форма общественного сознания, выполняющая функцию регулирования поведения человека. Синоним ‑ нравственность.

Насилие ‑ применение определенной социальной группой различных форм принуждения в отношении других групп с целью приобретения или сохранения экономического и политического господства, завоевания тех или иных привилегий.

Норма моральная (от латинского norma ‑ правило, образец). Простейшая форма нравственных требований, выступающих в качестве образца и примера поведения.

Нравы ‑ нравственные отношения между людьми, существующие в рамках той или иной социальной общности. Фиксируют определенную степень проявления добра и зла в поведении человека и отражают уровень нравственного сознания общества.

Обычай ‑ исторически сложившийся в рамках отдельного общества способ регуляции человеческого поведения, воспроизводящий формы поведения людей в определенных ситуациях: быт, семья, общественно-политическая деятельность, религиозная деятельность и т.д.

Обязанности ‑ это действия, мотивированные долгом и налагаемые на человека обществом.

Обязательство ‑ форма долженствования, принимаемая лицом, вступающим в особенные, нередко документально закрепляемые отношения с другими лицами, организациями или учреждениями.

Ответственность ‑ способность личности самостоятельно управлять своей деятельностью, отвечать за свои поступки. Степень моральной ответственности зависит от социальных возможностей человека в конкретных условиях.

Оценка моральная ‑ одобрение или осуждение различных явлений социальной действительности, производимое с точки зрения соответствия их общим объективным требованиям нравственности.

Партнерский стиль общения ‑ высокая степень сотрудничества в выработке общей позиции по обсуждаемому вопросу.

Поступок ‑ нравственное деяние, категория этики, включает в себя следующие элементы: осознанный мотив, стимул, выбор цели и средств, действие, результат и оценка с учетом последствий с позиции сущего и должного.

Прагматизм (от греческого pragma ‑ действие). Учение, определяющее истинность моральной теории ее «работоспособностью», «целесообразностью», «практическим результатом».

Прикладная этика ‑ совокупность принципов, норм и правил, выполняющих практическую функцию научения людей должному поведению в конкретных ситуациях и в определенных сферах их жизнедеятельности.

Принципы моральные (от латинского рrincipium ‑ основание, первоначало). Форма нравственного сознания, в которой моральные требования выражаются наиболее обобщенно. Дают человеку общее направление деятельности и обычно служат основанием для более частных норм поведения.

Профессионализм (от латинского profiteer ‑ объявляю своим делом). Совокупность знаний, навыков поведения и действий, свидетельствующих о профессиональной подготовке, выучке и пригодности субъекта.

Профессиональная мораль ‑ это конкретизация общих нравственных принципов применительно к определенному виду профессиональной деятельности, объектом труда которых является личность или социальные группы.

Профессиональная этика ‑ система моральных норм профессиональной деятельности, или кодексов, определяющих отношение человека к своей трудовой деятельности, к людям, с которыми он сотрудничает, к обществу в целом.

Профессиональный кодекс ‑ это свод правил, следование которым является условием членства в данном профессиональном сообществе.

Прощение ‑ отказ от возмездия за обиду и нанесенный ущерб.

Религиозная мораль ‑ система нравственных представлений, норм и заповедей, обосновываемая религиозными средствами. Тесно связана с вероучением, догматикой и опирающаяся на веру в Бога.

Релятивизм (от латинского relativus ‑ относительный). Множественность, относительность моральных позиций.

Свобода нравственная ‑ высшая моральная ценность, категория этики, обозначающая возможность и способность человека самостоятельно, без принуждения, только на основе свободы воли совершать деяния, руководствуясь при этом моральными принципами, и нести ответственность за свои поступки.

Ситуативная этика ‑ практические рекомендации применительно к конкретным ситуациям и сферам человеческой жизнедеятельности.

Скептицизм (от греческого skeptikos ‑ разглядывающий, расследующий). Сомнение в достоверности моральных истин.

Совесть ‑ этическая категория, характеризующая способность личности осуществлять моральную ответственности за свое поведение, за содеянное или еще предполагаемое действие, перед другими людьми и перед собой.

Справедливость ‑ высшая моральная ценность, правильная мера воздаяния личности за совершенные действия.

Стоицизм ‑ 1. Античное философское учение. 2. Стойкое перенесение жизненных испытаний.

Стыд ‑ это осознание человеком своего несоответствия принятым в обществе нормам и правилам.

Техносфера (от греческого téchne ‑ искусство, мастерство). Часть биосферы, коренным образом преобразованная человеком в инженерно-технические сооружения: города, заводы, дороги и т.п.

Традиция (от латинского traditio ‑ передача). Разновидность обычая, отличающаяся особой устойчивостью и усилиями людей сохранить неизменными унаследованные от предыдущих поколений формы поведения.

Утилитаризм (от латинского utilitas ‑ польза). 1. Этическая теория, основанная на принципе полезности. 2. Принцип поведения. Выражается в подчинении всех поступков получению материальной выгоды.

Фатализм (от латинского fatalis ‑ роковой, fatum ‑ рок, судьба). Воззрение на поведение и жизнь человека в целом как на нечто заранее предопределенное кем-то или чем-то: Богом, судьбой, природой, обстоятельствами.

Ценности моральные ‑ это нравственные понятия, которые называют что-либо значимое для людей, удовлетворяющее их интересам. «Добро», «справедливость», «счастье», «смысл жизни», «свобода» и т.д.

Цинизм (греческое Kunosarges ‑ название холма в Афинах, где происходили обучение и дискуссии философов). Термин обязан свои происхождением древнегреческой философской школе киников. При переводе на латинский язык слово стало звучать как «циники». Цинизм ‑ это презрение к общественной культуре, к нравственным ценностям.

Экологическая этика ‑ междисциплинарная область исследований, предметом которой является ценностные, этические проблемы взаимоотношений человека и природы.

Этика ‑ философское учение о морали и нравственности.

Этика гражданственности ‑ система норм поведения человека как гражданина по отношению к обществу.

Этика делового общения ‑ система норм поведения, ориентированная на установление оптимального морально-психологического климата в коллективе и регламентирующая отношения управления и подчинения.

Этика инженера ‑ это система норм профессиональной морали, на основе которых складывается деятельность инженерно-технического работника на производстве, в трудовом коллективе.

Этика межличностного общения ‑ система норм, принципов и правил общения, а также технологии их выполнения, выработанные человеческим сообществом с целью оптимизации и эффективности коммуникативного взаимодействия.

Этикет ‑ правила поведения и общения, выступающие внешним проявлением внутренней культуры человека.


8499675615080830.html
8499729892267642.html

8499675615080830.html
8499729892267642.html
    PR.RU™